Пятница, 18.07.2025, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Март » 16 » 6 марта родились...
22:12
 

6 марта родились...

6 марта родились...

Воскресенье, 06 Марта 2011 г. 10:33 (ссылка) + в цитатник

 (452x699, 74Kb)
1922
Григорий Максимович Рябушко
старший лётчик 828-го штурмового авиационного полка (260-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), лейтенант. Родился в селе Ольгинское (ныне – Кочубеевское) Кочубеевского района Ставропольского края в семье крестьянина. Русский. Вступил в члены ВКП(б)/КПСС в 1943 году. В 1932 году семья Рябушко переехала в город Ставрополь. Параллельно с учебой в школе, начиная с 9 класса, занимался в аэроклубе. Весной 1940 года после окончания курса обучения в аэроклубе, не окончив 10-й класс, подал заявление о приеме в Краснодарскую авиационную школу летчиков-истребителей и в апреле 1940 года был зачислен в нее. После окончания ускоренного курса обучения на истребителе И-16 в декабре 1941 года был выпущен из школы в звании сержанта. До марта 1942 года проходил дополнительную подготовку при эвакуированной в город Пугачев своей авиационной школе на самолете И-16 , после чего был направлен на Карельский фронт, в 828-й штурмовой авиаполк. Полк был смешанным - в него входили как истребители И-16, так и самолеты И-15 бис и И-153, которые рассматривались как штурмовики. Рябушко вместе с группой молодых летчиков прошел переобучение на самолетах И-15 бис и И-153, а затем был отправлен на учебно-тренировочную базу, где прошел обучение на самолете «Аэрокобра», поступавшем на Карельский фронт по ленд-лизу. Не закончив курса переобучения, летчики были возвращены в полк, где вновь начали переобучение, уже на самолетах-штурмовиках Ил-2, только что поступивших в полк. Первый боевой вылет совершил в конце декабря 1942 года в качестве ведомого, ведущим был командир полка, Герой Советского Союза М.П.Краснолуцкий. В начале января 1943 года Г.М.Рябушко открыл боевой счет, потопив вражескую баржу в Повенецком заливе Онежского озера. В дальнейшем воевал на Ленинградском, Петрозаводском, Кестеньгском, Кандалакшком, Мурманском направлениях. Наносил удары по переднему краю и ближним тылам противника - опорные пункты, артиллерийские батареи, колонны и скопления войск, бронетехники, в том числе немецкие и финские позиции по линии боевого соприкосновения. Кроме этого, целями являлись аэродромы, мосты, порты, железнодорожные станции, составы, бронепоезда. Атаковал также плавсредства на Белом море и Карельских озерах, в Норвежских фиордах. После освобождения советского Заполярья, в декабре 1944 года, 828-й штурмовой авиационный полк был передан в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Боевые действия в это время уже шли на территории Польши. Летчики полка, в том числе и Г.М.Рябушко, принимали участие в прорыве вражеской обороны на реке Висла, в освобождении Варшавы, наносили бомбово-штурмовые удары по опорным пунктам противника в городах Тарнув, Быдгощ, Гданьск, Сопот. С переносом боевых действий на территорию фашистской Германии полк участвовал в прорыве обороны немцев на Одерском плацдарме, в штурме Берлина. К моменту представления к званию Героя Советского Союза Г.М. Рябушко совершил 105 боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений вражеских войск и боевой техники, уничтожил 280 солдат и офицеров, 48 автомашин, 9 прицепов, 30 повозок, разбил и сжег 23 домов, взорвал 22 дзота и дота, уничтожил 10 орудий полевой артиллерии, 12 орудий зенитной артиллерии, 18 орудий малокалиберной зенитной артиллерии, 32 зенитных пулемета и 24 миномета разных калибров, 3 самолета на земле, подавил огонь 4-х орудий полевой артиллерии и 8 орудий малокалиберной зенитной артиллерии, сжег и взорвал 2 паровоза и 28 вагонов, в группе из восьми Ил-2 уничтожил железнодорожный эшелон численностью до 40 вагонов, создал 6 очагов пожара в расположении живой силы и техники противника, уничтожил 3 склада с боеприпасами и 3 склада с продовольствием, 1 походную автомастерскую, 2 танка и 1 транспортер, взорвал 1 деревянный мост. К окончанию Великой Отечественной войны на счету Г.М.Рябушко было 111 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, лейтенанту Рябушко Григорию Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8016). После войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года служил командиром отряда в Ставропольском аэроклубе. С 1959 года майор Г.М.Рябушко - в запасе. Активный общественный деятель, длительное время возглавлял краевое отделение общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов». Был удостоен звания «Почётный работник транспорта России». Внёс большой вклад в патриотическое воспитание молодёжи города. Жил и работал в Ставрополе. Скончался 12 декабря 2006 года. Похоронен в Ставрополе. Награждён советскими орденом Ленина (1945), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1945), орденом Отечественной войны 1-й (1985) и 2-й (1944) степени, орденом Красной Звезды (1943), российским орденом Почёта, медалями. Почётный гражданин Ставрополя (26 июня 2002).
 (539x699, 124Kb)
На Аллее Почётных граждан в центре города Ставрополь между улицей Маршала Жукова и проспектом Октябрьской революции вблизи центрального стадиона «Динамо» в его честь установлена памятная стела. В городе также открыта мемориальная доска. При подготовке биографии использовано интервью Героя А.В.Сухорукову на сайте «ВВС России: люди и самолеты»

1923
Леонид Вениаминович Фейгин (Лазарь Вениаминович Фейгин)
русский композитор, скрипач и дирижер. Родился в Бобруйске в семье врача. Музыкальные способности проявил уже раннем детстве. После переезда в Подмосковье (1929) учился игре на скрипке в музыкальной школе техникума при Московской консерватории (в Мерзляковском пер.). В 1938 перешел в Центральную музыкальную школу (класс Л.И.Коссодо, затем Д.Ф.Ойстраха). В 1941 был переведен на первый курс Московской консерватории (класс Д.Ф.Ойстраха), закончил консерваторию в 1947. Во время войны в составе бригады артистов выступал на кораблях Северного флота. С 1943 давал сольные концерты, проходившие с большим успехом. Обширный репертуар музыканта включал произведения русской и зарубежной музыки. Работая солистом Московской филармонии, выступал во многих городах СССР, выезжал на зарубежные гастроли в Австрию, ГДР, Венгрию, Румынию, Албанию. Играл в ансамбле со своей женой, пианисткой Г.С.Максимовой. Концертную деятельность закончил в 1957. Л.В.Фейгин – значительный представитель русской скрипичной школы, в его игре, сочетавшей идеальную технику и великолепный, мощный звук, доминировало глубокое, композиторское, проникновение в исполняемое произведение. Параллельно творческому росту Фейгина как музыканта-исполнителя шло развитие его композиторского дарования. В 1949–1950 обучался композиции у Н.Я.Мясковского, в 1950–1956 – у В.Я.Шебалина. С 1953 член Союза композиторов СССР. Фейгин продолжает традицию русской музыки московской школы, критики отмечают выразительность мелодического языка, свежую и точную гармонию. Если в более ранних работах композитора ощущается некоторое влияние С.С.Прокофьева (в частности, преобладание гомофонии), то начиная с 1970-х годов в его произведениях доминирует линеарно-полифоническая стихия. Многочисленные опусы композитора представляют практически все жанры: опера (Сестра Беатриса, по М.Метерлинку, 1963), четыре балета (Звездная фантазия, либретто В.Бовт, поставлен в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, 1963; Дон Жуан, либретто А.В.Кузнецова, поставлен в ташкентском Театре оперы и балета имени Алишера Навои, 1964; Сорок девушек, либретто А.В.Кузнецова по мотивам кара-калпакского эпоса, поставлен там же, 1967; Фауст, либретто В.Ф.Иващенко по И.В.Гёте, 1971), три симфонии (1967, 1974, 1978), инструментальные концерты – для скрипки, трубы, двух скрипок и струнного оркестра, четыре квартета, две сонаты для скрипки и фортепиано, множество пьес для различных инструментов, вокальные сочинения, обработки различных произведений, музыка к театральным спектаклям и кинофильмам. Фейгин – признанный знаток симфонического оркестра. Он оркестровал свыше 300 произведений русских и зарубежных композиторов. К крупным работам относятся новые инструментовки оперы Дж.Верди Битва при Леньяно, оперы Ж.Бизе Дон Прокопио, оперетты Ф.Зуппе Донья Жуанита, балета Дон Кихот Л.Минкуса и др. В 1963 в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко был поставлен балет Снегурочка (балетмейстер В.П.Бурмейстер, музыкальная редакция и инструментовка Л.В.Фейгина) на музыку П.И.Чайковского, не сходящий со сцены почти 40 лет. В 1999 композитор завершил новую оркестровку оперы Г.Я.Хирбю Нарспи. Им оркестрованы государственные гимны Чувашской Республики, Анголы, Туниса. С 1988 живет в Англии.

 (485x699, 69Kb)
1923
Алексей Петрович Феоктистов
старший лётчик 809-го штурмового авиационного полка 264-й штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, лейтенант. Родился в деревне Щербово Торжокского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. Окончил семь классов неполной средней школы. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с августа 1943 года. Воевал на Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в битвах по освобождению Богодухова, Ахтырки, Сум, Харькова, Полтавы, Житомира, Бердичева, Винницы, Каменец-Подольска. В дни боёв по форсированию реки Днепр, расширению плацдарма на её правобережье, в дни боёв по освобождению Киева лейтенант А.П.Феоктистов проявил исключительное мастерство и напористость в выполнении поставленных задач. Производя по 4-5 боевых вылетов в день лейтенант А.П.Феоктистов упорно прорывался к цели сквозь ливень заградительного огня, отбивал атаки вражеских истребителей, громил на земле танки, автомашины, орудия полевой и зенитной артиллерии и живую силу противника. Звено под его командованием прославилось в полку и в дивизии как слаженный боевой коллектив. А.П.Феоктистов не терялся в труднейших положениях. 6 ноября 1943 года при выполнении боевого задания его самолет попал в зону заградительного огня противника и был подбит. На израненный "ил" налетели немецкие истребители. Алексей вывел почти неуправляемую машину из-под обстрела врага, перелетел линию фронта и посадил самолёт на только что освобожденную нашими войсками землю. К январю 1945 года старший лётчик 809-го штурмового авиационного полка лейтенант А.П.Феоктистов совершил 137 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку боевой техники, железнодорожных эшелонов, автомашин с грузами, живой силы противника. Отличился и в заключительных боях за освобождение от фашизма Чехословакии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Алексею Петровичу Феоктистову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9079). После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. 23 августа 1952 года капитан Алексей Петрович Феоктистов скончался. Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

 (500x699, 69Kb)
1924
Малкеждар Букенбаев
командир стрелкового взвода 1081-го стрелкового полка 312-й стрелковой Смоленской Краснознамённой дивизии 69-й армии 1-го Белорусского фронта, лейтенант. Родился в селе Соцжол ныне Джурунского района Актюбинской области Республики Казахстан в семье служащего. Казах. Образование неполное среднее. Работал сотрудником районной газеты, судебным исполнителем районного народного суда. В Красной Армии с июля 1942 года. В действующей армии с июля 1943 года. В 1944 году стал офицером, окончив курсы младших лейтенантов. За взятие под городом Полтава семи «языков» М. Букенбаев награжден орденом Красной Звезды. За годы войны был четырежды ранен. Командир стрелкового взвода 1081-го стрелкового полка (312-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) комсомолец лейтенант Малкеждар Букенбаев 20 июля 1944 года первым форсировал со своим взводом реку Западный Буг (Буг). В упорном бою вверенный офицеру Букенбаеву взвод захватил выгодную позицию в районе населённого пункт Дорохуск, расположенного в 22-х километрах восточнее польского города Хелм, и, отражая вражеские контратаки, закрепился на ней. В рукопашной схватке лейтенант Малкеждар Букенбаев лично застрелил фашистского офицера и взял в плен пятерых гитлеровцев. Во время поединка М.Букенбаев был тяжело ранен, но с поля боя не ушёл, продолжая командовать взводом до прихода основных подразделений 1081-го стрелкового полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Букенбаеву Малкеждару присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7232). С декабря 1945 года лейтенант Букенбаев М. - в запасе. Член ВКП(б)/КПСС с 1947 года. В 1949 году окончил партийную школу при Центральном Комитете Коммунистической партии Казахстана. Находится на партийной и советской работе. Жил в городе Актюбинск (Актобе). Скончался 13 июня 2002 года. Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Именем Героя названа школа-интернат в Актюбинске.

1924
Майкл Села
израильский ученый-иммунолог, иностранный член Российской Академии Наук (1994). Специалист в области пептидной химии, иммунологии, биохимии и молекулярной биологии.

1925
Анастасия Васильевна Гаршина
российская актриса, народная артистка РСФСР (1978). По окончании Ленинградского театрального института (педагоги Л.С.Вивьен, В.В.Меркурьев, Н.Е.Серебряков) с 1948 г. в Ленинградском областном театре оперетты. С 1949 г. работает в новосибирских театрах: ТЮЗе, «Красном факеле» (с 1979), «Глобусе» (с 1990). Сценическую деятельность начинала как травести: в этих ролях проявилось ее умение ярко передать особенности поведения мальчиков и девочек: Тишка («Свои люди - сочтемся» А.Н.Островского), Томка («Девочки» В.Ф.Пановой), Люся и Олег («Ее друзья» и «В поисках радости» В.С.Розова), Машенька («Машенька» А.Н.Афиногенова), Кай («Снежная королева» Е.Л.Шварца), гном Финтик «Белоснежка» Л.В.Веприцкой) - др. Одновременно создала романтические и героические образы Джульетты « Ромео и Джульетта» У.Шекспира), Изольды («Тристан и Изольда» А.Я.Бруштейн), Аленушки («Товарищи-романтики» М.А.Соболя). Позднее сыграла ряд ролей с элементами эксцентрики, сатиры, гротеска: Пионер-вожатая («Друг мой, Колька!» А.Г.Хмелика), Простакова («Недоросль» Д.И.Фонвизина), Аркадина («Чайка» А.П.Чехова). Среди других ролей: Мария Стюарт «Мария Стюарт» Ф.Шиллера), Мавра Тарасовна («Правда - хорошо, а счастье лучше» Островского), Люси Купер («Дальше - тишина» В.Дельмар), Бабушка «Деревья умирают стоя» А.Касоны), Фонсия Лонси («Игра в джин» Дж.Кобурна), Толгонай («Материнское поле» по Ч.Айтматову). В 1968-1974 гг. преподавала в Новосибирском театральном училище.

1925
Ника Георгиевна Гольц
российский график, заслуженный художник России. Автор иллюстраций к сказке Х.К.Андерсена "Дюймовочка", "Петербургским повестям" Н.В.Гоголя, "Сказкам" Э.Т.Гофмана и братьев Гримм

1925
Михаил Григорьев
режиссер, сценарист. Окончил ЛГИТМиК (факультет телевизионной режиссуры). В кино работал ассистентом режиссера, помощником режиссера ("Праздник Нептуна"), вторым режиссером на фильмах "Фонтан", "Бакенбарды", "Действуй, Маня!", "Жена для метродотеля", "Замок" и др. Самостоятельный режиссеркий и сценарный дебют картина "Комедия строгого режима".

 (529x699, 71Kb)
1925
Мария Тимофеевна Кисляк
руководитель Харьковской городской подпольной комсомольской организации, действовавшей в период временной оккупации Украинской ССР. Родилась в селе Ледное, ныне в черте города Харькова (Украина), в крестьянской семье. Украинка. Окончила 7 классов, затем - Харьковскую фельдшерско-акушерскую школу. Работала в госпитале медицинской сестрой. Участница Великой Отечественной войны, подпольщица комсомолка Мария Кисляк в феврале 1943 года организовала и руководила подпольной комсомольской организацией города Харькова, которая в дни оккупации города активно боролась против врага. Юная патриотка готовила и распространяла листовки среди жителей села Ледное, уничтожала эсэсовских офицеров, переводила через линию фронта советских бойцов, попавших в окружение. Ею спасена жизнь сорока трем раненым воинам Красной Армии. Отважная 18-летняя комсомолка Мария Кисляк была арестована гестапо в конце мая 1943 года в её родном селе Ледное. Казнена фашистскими палачами 18 июня 1943 года. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Кисляк Марие Тимофеевне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждена орденом Ленина. Именем славной дочери украинского народа Героя Советского Союза М.Т. Кисляк названа улица в городе Харькове, на одном из домов которой установлена мемориальная доска.

 (481x699, 57Kb)
1925
Виктор Константинович Курьятов
командир отделения взвода пешей разведки 181-го гвардейского стрелкового полка (61-я гвардейская стрелковая дивизия, 57-я армия, 3-й Украинский фронт), гвардии старший сержант – на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени. Родился в деревне Речное ныне Лебяжьевского района Курганской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, работал в колхозе. В марте 1942 года был призван в Красную Армию. С декабря 1942 года на фронте. Боевой путь начал под Сталинградом, через месяц был ранен. После госпиталя в составе маршевой роты был направлен в 61-ю гвардейскую дивизию. Стал полковым разведчиком. Прошел с боями до Днепра. В конце сентября 1943 года в числе первых форсировал Днепр в районе села Мишурин Рог. Участвовал в боях на криворожском направлении. В декабре в составе группы полковой разведки захватил ценного «языка», был награжден медалью «За отвагу». В 1944 году принимал участие в освобождении Николаевской, а затем и Одесской областей, дошел до Днестра. В марте 1944 года на груди разведчика Курьятова появилась вторая медаль «За отвагу». В апреле форсировал Днестр южнее Тирасполя. Разведчики помогли основным силам дивизии успешно преодолеть реку. 6 июня 1944 года при проведении разведки боем в районе высоты севернее населенного пункта Леоитина (17 км южнее города Бендеры) гвардии сержант Курьятов подкрался к вражескому пулемету с тыла и забросал его гранатами. В дальнейшем при отражении атаки гитлеровцев уничтожил до 10 вражеских солдат. Приказом от 13 июня 1944 года гвардии сержант Курьятов Виктор Константинович награжден орденом Славы 3-й степени. В августе 1944 года советские войска провели Ясско-Кишиневскую операцию. В этих боях вновь отличился гвардии сержант Курьятов, он был уже командиром отделения того же полка. 20 августа 1944 года в боях при прорыве обороны противника под селом Фантына Маскалун (Слободзейский район, Молдавия) Курьятов первым поднялся в атаку, увлекая за собой бойцов отделения. Ворвался во вражескую траншею и гранатами подавил 2 огневые точки. Преследуя отступающего противника, поразил огнем из автомата 3-х солдат и 1 офицера. В последующие дни наступления 20-26 августа, действуя в составе взвода пешей разведки, истребил свыше 10 пехотинцев и 10 взял в плен. Приказом от 18 октября 1944 года гвардии сержант Курьятов Виктор Константинович награжден орденом Славы 2-й степени. Осенью-зимой 1944 года полковой разведчик Курьятов прошел через жестокие бои за освобождение столицы Югославии городоа Белград, форсировал Дунай, принимал активное участие в боях за удержание и расширение плацдарма. В декабре 1944 года часть, в которой воевал Курьятов, вышла к озеру Балатон. 22 января 1945 года в бою у населенного пункта Шари (20 км юго-восточнее города Кестель, Венгрия) гвардии старший сержант Курьятов во главе группы бойцов внезапно атаковал противника. Первым ворвался в траншею и огнем из автомата и гранатами уничтожил 2 пулемета, до 10 гитлеровцев, а 1 захватил в плен. Дерзкие действия разведчиков обеспечили успешную атаку стрелковой роты. До весны 1945 года Курьятов еще не раз участвовал в поисках в тылу врага, привел несколько «языков». Во время наступление гитлеровцев на озере Балатон разведчики Курьятова, используя трубки от противогазов, скрытно под водой пробрались к дамбе и взорвали ее. Атака танков на участке полка было сорвана. Свой боевой путь отважный разведчик закончил на земле Австрии, южнее Вены. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старший сержант Курьятов Виктор Константинович награждён орденом Славы 1-й степени (№ 103). Стал полным кавалером ордена Славы. После войны продолжал службу в армии. В 1946 году вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1947 году старшина Курьятов был демобилизован. Война и три ранения не прошли даром, и он был комиссован по инвалидности. Уехал на родину жены в город Никольский Джезказганской области, ныне Сатпаев Карагандинской области Казахстана. Несмотря на инвалидность, работал бригадиром слесарей, машинистом компрессорного цеха на металлургическом комбинате. В 1984 году вышел на пенсию. Почетный гражданин города Сатпаев. Последние годы жил в городе Омске. Скончался 5 октября 2006 года. Похоронен на Старо-Северном кладбище города Омска. Награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Славы 3-х степеней, медалями.

1925
Уэс Монтгомери (настоящее имя – Джон Лесли Мотгомери)
американский гитарист, представитель хард-бопа и соул-джаза. Разработал ряд новых исполнительских приемов, как, например, импровизация октавами, игра без плектра с помощью большого пальца. Оказал сильнейшее влияние на следующие поколения джазовых и блюзовых гитаристов. Гитару освоил самостоятельно, играл в местных оркестрах, в 1948 г. на два года присоединился к Лайонелу Хэмптону, но затем вернулся в Индианаполис, где было много работы. В 1957 г. приехал с братьями - контрабасистом Монком Монтгомери и вибрафонистом Бадди Монтгомери - в Чикаго и до 1962 г. работал «семейным» ансамблем («The Mastersounds», c 1960 г. - «Montgomery Brothers»). В 1959 г. впервые записал пластинку с собственной группой, а в 1960-1961 гг. вместе с братьями работал в Сан-Франциско. В середине 60-х гг. успех принесли записи с биг-бэндом Оливера Нелсона, с трио Уинтона Келли и с симфоджазовым составом Клауса Огермена (пластинка «A Day In The Life»). В 1967 г. начал регулярно выступать в телевизионных шоу с трубачом Хербом Альпертом. Самая известная композиция - «West Coast Blues».

 (700x525, 37Kb)
1926
Анджей Вайда
польский режиссёр, сценарист. Анджей Вайда родился в городе Сувалки на севере Польши. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям в Харькове). Мать Анеля была школьной учительницей. К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии Крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал. После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы. Во время учёбы он работал вторым режиссёром на фильме «Пятеро с улицы Барской», который ставил режиссёр А.Форд. Окончив в 1954 киношколу, дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино». Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957. Лучшая лента этого периода — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого АКовца, убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Кольцо с орлом в короне», «Страстная неделя». Снимал лирические картины и сатирические комедии «Барышни из Вилько», «Березняк», «Земля обетованная» (по роману Владислава Реймонта), «Невинные чародеи», «Охота на мух».Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой — «Свадьба», «Сибирская леди Макбет», «Бесы», «Пилат и другие». Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без анестезии», «Человек из железа», «Дантон». Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».Был председателем Союза польских кинематографистов, запрещённого на время военного положения 1981 года. В 80-е активно занимался политической деятельностью. В 1997-м избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней. Творчество режиссёра было отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора. С 1972 года женат на Кристине Захватович, театральном художнике и актрисе.

1926
Алан Гринспен
американский экономист. Родился в Нью-Йорке, получил образование в Колумбийском университете. Был экономическим советником и членом различных "специальных команд" при президентах-республиканцах Никсоне, Форде и Рейгане. Сменил в 1987 Пола Волкера на посту главы Федеральной резервной службы США и успешно выбросил на рынок ценные бумаги для превращения неожиданного "свободного падения" в контролируемый спад после краха акций на Уолл-стрите в октябре 1987.

1926
Кен Уильд (Ken Whyld)
английский шахматист, историк шахмат. Умер 11 июля 2003 года.

1926
Роббинс Лэндон
Американский музыковед

1926
Федор Панасенко
украинский актер.

1926
Бранко Плеша
югославский актер.

1927
Вальдемар Зандберг
латышский актер. Родился в городе Лиепая. Заслуженный артист Латвийской ССР (1987). Учился в Латвийской сельскохозяйственной академии, Латвийской государственной консерватории (1946—1953). С 1950 — актер Лиепайского драматического театра. В кино — с 1956 года.

1927
Лев Лазаревич Коган
российский композитор, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР (1964). Среди сочинений: балеты, в том числе «Сестры» (постановка 1959); детская опера «Когда проснулась фиалка» (постановка 1963); для оркестра – симфониетта (1951) и др.; концерты; детские фортепьянные песни и пьесы; обработка еврейских песен.

1928
Роберт Клауз
американский режиссер, сценарист и продюсер.

1928
Сара Колдуэлл
американский дирижер, а также художественный руководитель и импресарио. Родилась в Мэривилле (штат Монтана), выросла в Арканзасе. Занималась в Консерватории Новой Англии, где привлекла внимание знаменитого дирижера Бостонского симфонического оркестра С. Кусевицкого и оперного импресарио Б.Голдовского. В течение 11 лет Колдуэлл работала ассистентом Голдовского в «Оперном театре Новой Англии». В 1957 она основала «Бостонскую оперную группу» (ныне «Бостонская оперная компания»), в спектаклях которой выступали крупнейшие мировые знаменитости и которая постоянно обновляла свой репертуар. Среди наиболее известных спектаклей труппы – Пуритане Беллини с Джоан Сазерленд в главной партии (дебют певицы на американской оперной сцене), Лючия ди Ламмермур Доницетти и Норма Беллини с Беверли Силлз (первые ее выступления в этих операх) и американские премьеры Троянцев Берлиоза, Войны и мира Прокофьева и Моисея и Аарона Шёнберга. В 1976 Колдуэлл первой из женщин встала за дирижерский пульт в «Метрополитен-опера». Лидер женского движения, она в том же году выступила с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в специальной программе, составленной из произведений композиторов-женщин. Умерла в Портленде, США 23 марта 2006 года.

1927
Лерой Гордон Купер
астронавт США, подполковник ВВС. В 1949 окончил университет на Гавайских островах и стал офицером ВВС. В 1956 окончил технологический институт ВВС, в 1957 - школу лётчиков-испытателей на авиационной базе ВВС Эдуарде. Работал на этой базе лётчиком-испытателем и инженером. В 1959 был отобран в группу космонавтов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США. 15-17 мая 1963 совершил свой первый полёт в космос на космическом корабле "Меркурий" ("Фейт-7"). Корабль 22 раза облетел вокруг Земли и пробыл в космосе 34 ч 20 мин, пройдя 879 тыс. км. Второй полёт в космос Купер совершил (совместно с Ч.Конрадом) в качестве командира корабля "Джемини-5". Корабль был выведен на орбиту 21 августа 1965 и за 190 ч 56 мин пребывания в космосе (21-29 августа 1965) сделал 120 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 5,3 млн. км. Отлично зарекомендовавший себя в этих полетах, Купер не участвовал в дальнейшем в полетах по программе Apollo. Не только астронавт, но и ученый, Купер был убежден в существовании внеземных цивилизаций, посещающих землю. В письме Гордона Купера, зачитанном в специальном политическом комитете ООН 27 ноября 1978 года, астронавт заявил о своей уверенности в том, что Землю посещают внеземные корабли и их экипажи. Скончался 4 октября 2004 года.

 (450x699, 36Kb)
1928
Габриель Гарсия Маркес
латиноамериканский (колумбийский) романист, прозаик, журналист. Лауреат Нобелевской премии 1982 в области литературы. Родился в прибрежном городке Аракатака. Уехав в другой город, родители оставили старшего сына на воспитание родителей жены. В их доме Маркес слышал множество рассказов бабушки и деда – отставного полковника, участника гражданской войны 1899–1903. Истории, как и в целом атмосфера дома, погруженного в мистические грезы о прошлом и настоящем, оказали большое влияние на творчество писателя. С 1936 Маркес учился в интернате г.Зикапира возле Боготы. В 1940–1942 – в Барранкилье в иезуитской школе Сан-Хосе, где писал заметки для школьной стенгазеты. С 1943 продолжал учебу в национальном колледже Зикапиры, увлекался поэзией. В 1947 поступил на юридический факультет Колумбийского Национального университета в Боготе. В этом же году в боготской газете «El Espectador» («Наблюдатель») была опубликована его первая повесть Третий отказ (La tercera resignacion), написанная под влиянием Кафки; в этом же издании в течение 6 лет печатались отдельные рассказы Маркеса. Чтобы переждать начавшиеся в Колумбии гражданские столкновения, переехал в 1948 в Картахену-де-лас-Индиас, где продолжил юридическое образование и работал в газете «Универсаль». В 1950 едет в Барранкилью, становится репортером «El Heraldo» – ведет рубрики «Жираф» и заведует редакцией еженедельника «Кроника». К этому времени относятся первые заметки к роману Дом – прообразу романа Сто лет одиночества. Карьеру журналиста продолжил в качестве репортера «El Espectador» в Боготе, куда переехал в 1954. В 1955 в этой газете были напечатаны 14 его очерков Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка. Поскольку в них вскрывались факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями, публикация вызвала скандал, впоследствии ставший одной из причин закрытия газеты в 1956, когда к власти пришел правый диктатор Рохас Пинилья. В 1955 в Боготе на средства друзей вышла повесть Палая листва (La hojarasca), в которой он впервые заявил о себе как о серьезном прозаике. «Палой листвой» в его родном городке называли людей, кочующих в поисках заработка и места под солнцем. Впервые упоминается городок Макондо, где впоследствии будут разворачиваться события, описанные в его романах и повестях. В повести отчетливо звучит тема одиночества – одна из центральных в творчестве Маркеса. С 1955 находился в Европе в качестве корреспондента «El Espectador», совершил множество поездок, занимался на режиссерских курсах Экспериментального кинематографического центра в Риме. В Париже узнал о перевороте на родине и закрытии «El Espectador». Оставаясь в Париже и продолжая работать в нескольких газетах, погружается в творческие поиски. 11 раз переписывает повесть Полковнику никто не пишет, добиваясь максимальной художественной выразительности – к 1957 работа была завершена. Герой повести Полковнику никто не пишет – отставной полковник, ожидающий в нищете, безвестности и глуши пенсию, обещанную ему за подвиг, совершенный в годы гражданской войны между консерваторами и либералами. Это безнадежное ожидание, как и сохранение боевого петуха, принадлежавшего его сыну, расстрелянному за распространение листовок, является единственным смыслом его существования. В 1957 Маркес уезжает в Венесуэлу в Каракас, где в это время была свергнута диктатура Переса Хименеса, работает в журнале «Моменто», посещает Московский Всемирный фестиваль молодежи и студентов в качестве корреспондента. В 1958 женится на Мерседес Барча – впоследствии у них родилось двое сыновей. В этом же году повесть Полковнику никто не пишет была напечатана в малоизвестном мексиканском журнале «Мито». В 1959 Маркес стал корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина» – много разъезжает, работает в Боготе, на Кубе, в США. В 1961 перебрался в Мехико. Отдельным изданием выходит повесть Полковнику никто не пишет (El coronel no tiene quien lo escriba, 1961), затем сборник Похороны Большой Мамы (Los funerals de Mama Grande, 1962), куда вошли рассказы 1955–1961. В образе Большой Мамы выступает Колумбия – в иносказательной форме речь идет об ожидающей страну судьбе. Первый роман Маркеса Недобрый час (La mara hora, 1962), вышедший в Испании и получивший премию «Эссо», посвящен теме насилия. Наибольшую известность и коммерческий успех Маркесу принес роман Сто лет одиночества (Cien anos de soledad, 1967), опубликованный впервые в Буэнос-Айресе. Окончательно замысел романа сложился в январе 1965. После чего писатель на 18 месяцев заперся в кабинете, продав машину и переложив все заботы по обеспечению семьи на жену. Описывая эксцентрические события из жизни шести поколений Буандиа, автор показывает, как из жизнерадостных первооткрывателей они превращаются в выродившихся невротиков, из последних сил влачащих на земле свое существование. В истории рода Буандиа усматривают аналогию с расцветом, развитием и кризисом индивидуализма, лежащего в основе современной культуры. Одиночество, о котором так часто идет речь в произведениях Маркеса, и есть тот финал, который ожидает человека на этом пути. После смерти последнего Буандиа поднявшийся ураган сметает с лица земли изъеденный термитами, трухлявый Макондо с остатками его жителей. Роман вызвал, по словам перуанского поэта Варгаса Льосы, «литературное землетрясение» – первые тиражи расходились за считанные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки (на русский в 1970), он был признан шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм». Основные черты направления – точная, «реалистическая» детализация в описании эксцентрических характеров и сверхъестественных событий. Маркес признавался, что решился «разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало». Для его героев «христианская мораль», «республиканские традиции», «валютный голод», «общественный прогресс» суть такие же порождения современного магического сознания, как вера в духов, колдунов и порчу у их предков. Роман был награжден многочисленными премиями, писатель стал почетным доктором Колумбийского университета в Нью-Йорке и переехал в Барселону. В 1972 вышел сборник рассказов Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке (La increible y triste historia de la candida Erendira y de su abuela desalmada), где рассматривается подавление одной личности другой. Гарсиа Маркес получил международную премию имени Ромуло Гальегоса. В романе Осень патриарха (El otono del patriarca, 1975) прослеживается, как обычный кабальеро превращается в жестокого диктатора и чуть ли не бога, к которому даже после смерти боятся подойти близко. Автор продолжает анализ проблемы власти, предлагая разные точки зрения на образ диктатора, ставя вопрос о роли насилия в истории и обществе. В 1974 Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981, пока у власти находился чилийский диктатор Пиночет, занимался политической журналистикой. Роман Хроника объявленной смерти (Cronica de una muerte anunciada, 1981) повествует об убийстве, по-разному воспринятому его очевидцами. Автора назвали «одним из самых «магических» политических романистов современности» (Билл Бафорд). Он был награжден французским Орденом почетного легиона. В 1982 Маркес становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». «В произведениях Гарсиа Маркеса народная культура… испанское барокко… влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь. …Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации» (из речи представителя Шведской Академии Ларса Йюлленстена). В ответной речи Маркес подчеркнул, что писатель несет ответственность за «создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье – возможным, и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь». После получения Нобелевской премии были написаны романы Любовь во время холеры (El amor en los tiempos de colera, 1985) – о том, как «бедный телеграфист полюбил красавицу и ждал ее ответа 51 год, 9 месяцев и 4 дня», Генерал в своем лабиринте (El general en su laberinto, 1989), сборники Двенадцать странствующих рассказов (Doce cuentos pergrinos, 1992), Любовь и другие демоны (Diatriba de amor contra un hombre sentado, 1994), Сообщение о похищении (Noticiade un secuestro, 1996). В 2002 вышел 1-й том мемуаров Жить, чтобы рассказывать об этом (Vivir Para Contarla), в 2004 – роман Воспоминания о моих грустных подругах (Memoriade misputas tristes). В 2004 писатель, ранее отказывавшийся сотрудничать с Голливудом, продал право на экранизацию своей книги Любовь во время холеры. Многие критики отмечают влияние на творчество Гарсиа Маркеса писателей Франца Кафки, Джона Дос Пассоса, Вирджинии Вульф, Альбера Камю, Эрнеста Хемингуэя и особенно Уильяма Фолкнера: «сказочный мир Макондо – это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли» (Салман Рушди). Маркес виртуозно преломляет их приемы и художественный опыт в собственном творчестве, в котором отчетливо проступают экзистенциальные мотивы – одиночество, переживаемое как «заброшенность в мир», стремление противостоять ему, сохраняя чувство собственного достоинства или погрузившись в магию повседневности. В произведениях Маркеса – «этих фантастических созданиях магии, метафоры и мифа» (по словам американского критика У.Макферсона), отразились основные конфликты нашего времени и напряженный поиск возможных способов их разрешения. Издания: Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества. Повести и рассказы. Москва, «Прогресс», 1979.

1928
Уильям Ф.Нолан (Фрэнк Анмар; Ф.Э.Эдвардс)
американский писатель и редактор, автор трилогии "Логан" (начало - с Джорджем Джонсоном), сериала "Сэм Спейс", библиографии Рэя Брэдбери, книги "Как писать фантастику ужасов", составитель антологии "Будущее сейчас" и др.

1928
Александр Иванович Соболев
Мастер спорта. Заслуженный тренер РСФСР. "Вооруженные Силы", Москва. Чемпион СССР в упражнениях на кольцах (1958), серебряный (1957) и бронзовый (1956, 1957) призер в упражнениях на кольцах.

1928
Роналд Стивенсон
Шотландский композитор, пианист

1928
Галина Евгеньевна Тимофеева
режиссер документального кино.

1928
Юлиана Яковлевна Яхнина
русская переводчица романов Р.Мерля "Мальвиль" (с Г.Софроновой), Ю.Монтеле "Профессия - призрак", Ж.Сартра "Последний шанс", М.Турнье "Каспар, Мельхиор и Бальтазар".

1929
Павел Петрович Голышенков
кандидат ветеринарных наук (1969), доцент (1961), заслуженный ветеринарный врач МАССР (1979), профессор (1992), уроженец села Базарная Дубровка ныне Атюрьевского муниципального района РМ. Умер в 1992 году.

 (484x699, 112Kb)
1929
Фазиль Абдулович Искандер
русский писатель. Родился в Сухуми. Отец, иранец по происхождению, в 1938 был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии. Поступил в Московский Библиотечный институт, в 1951 перевелся в Литературный институт имени А.М.Горького (окончил в 1954). Был литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954–1955) и «Курская правда» (1955–1956). Начал печататься в 1952. С 1956 до начала 1990-х годов жил в Сухуми, работал в Абхазском государственном издательстве, регулярно публиковал стихи в журнале «Литературная Абхазия»; выпустил книги стихов Горные вершины (1957), Доброта земли (1959), Зеленый дождь (1960), Дети Черноморья (1961), Молодость моря (1964). С конца 1950-х годов публикуется также в журналах «Юность», «Неделя» и «Новый мир» наряду с В.П.Аксеновым, О.Г.Чухонцевым и др., выступив с рассказами Петух, Рассказ о море, Должники, Мой дядя самых честных правил (сборники Тринадцатый подвиг Геракла, Запретный плод, оба 1966, и др.), в которых проявил себя мастером колоритных сатирических зарисовок и этнографического бытописания. Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру повесть Созвездие Козлотура (1966) – полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. «Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» – эта формула осторожного и твердого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся в повести характерный для Искандера сплав яркого, с точным ощущением национального характера, литературного этнографизма, богатой смеховой палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерного» лиризма и социально-политического обличения, двуплановости «эзопова» языка и сочности живой разговорной речи отличает и многочисленные произведения-воспоминания Искандера, написанные от лица (или посредством введения этого образа) Сандро, народного героя, старика и юноши одновременно. Центральное из них – роман Сандро из Чегема (1973–1988, полное изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966 отдельных фрагментов (одноимен. рассказ, Дядя Сандро и пастух Кунта, Чегемские сплетни, Пастух Махаз и др.), в котором главный герой претендует на роль, родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина – плута и мудреца, выразителя национального характера и народной «фронды», и где история страны и в ней – абхазского народа передается через призму его насмешливо-разоблачительного восприятия (особенно примечательна здесь глава Пиры Валтасара, где наряду с вымышленными героями действуют гротесково-пародийные образы Сталина, Калинина, Берии и др.). Проблема катастрофического несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и советской «метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается также в «детских», проникнутых, как и все творчество Искандера, автобиографически-мемуарными мотивами, повестях и рассказах о Чике (в том числе Защита Чика, 1983), в рассказах Начало, Лов форели в верховьях Кодора, вызвавшем у некоторых критиков даже обвинение в национализме, Летним днем, Письмо, Встреча в поезде, Бедный демагог (все 1969) и др., вплоть до ностальгически звучащих повести Сумрачной юности свет (1990), романа Человек и его окрестности (1992–1993), рассказа Софичка (1995). Метафорической обнаженностью, в духе и стилистике мировой антиутопии 20 в. (Е.И.Замятин, О.Хаксли, Дж.Оруэлл), выделяется философско-политическая повесть-сказка Искандера Кролики и удавы (1982, США; 1987, М.), в которой государство, предводимое диктатором Великим Питоном и состоящее, с одной стороны, из пожирателей-змей, а с другой – из молчаливо, с благословения своего Короля, идущих к ним на пищу кроликов и бессловесных работяг-туземцев, заклеймено язвительной сатирой во всех своих слоях, согласившихся на столь противоестественный и каннибалистский «общественный договор». Своеобразную форму протеста (свобода самоубийства в ответ на смерть по принуждению) предлагает писатель в рассказе Широколобый. Серьезностью конкретного психологического анализа в контексте нравственной атмосферы всего общества отмечены повесть Искандера Морской скорпион (1977), а также повесть Маленький гигант большого секса (1979, экранизирована). Криминализация и фактическая дегуманизация общества «победившего социализма» раскрывается писателем в социально-психологических и нравоописательных, отмеченных при этом сюжетной остротой детективного повествования рассказах Бармен Адгур и Чегемская Кармен (оба 1986; широкую известность приобрела экранизация последнего – фильм Воры в законе, 1989), а кризисное сознание и утрата иллюзий постсоветского социума – в повестях Пшада (1993), Думающий о России и американец (1997). Искандер удостоен ряда престижных отечественных и зарубежных литературных премий. Сочинения: Дерево детства. Рассказы и повесть, Москва, 1970. Литература: Ковальджи К., Сквозные картинки, "Дружба народов", 1966, № 11; Чертков Л., "Запретный плод". (Рец.), "Звезда", 1966, № 11; Питляр И., Невероятная история с Козлотуром, "Сибирские огни", 1967, № 4; Атаров Н., Корни таланта, "Новый мир", 1969, № 1.

1929
Гюнтер Кунерт
немецкий писатель. После 1945 г. учился в Высшей школе прикладных искусств в Берлине. Первый стихотворный сборник "Дорожные указатели и настенные надписи" (1950) получил поддержку И.Р.Бехера. Его произведения (сборники стихов "Повседневные дела", 1961; "Незваный гость", 1965; "Открытый выход", 1972) отличаются актуальностью тематики, яркой образностью, сатирическим мастерством; во многих из них заметно влияние Б.Брехта. Философская лирика - «Маленькое Но» (1975); «Натюрморт», (1983), проза «Запоздалые монологи» (1981). Известен как автор киносценариев, оперных либретто, радиопьес. Автор трудов по эстетике.

1930
Григорий Александрович Богданов
российский ученый в области зоотехники, академик ВАСХНИЛ (с 1979), ее вице-президент с 1979 г. Окончил Харьковский зоотехнический институт (1952). В 1952 г. работал зоотехником в Харьковской и Ворошиловградской областях, с 1956 г. – в научно-исследовательском институте животноводства Лесостепи и Полесья Украины (в 1963-1970 гг. – заведующий отделом кормления сельскохозяйственных животных, в 1969-1970 гг. – заместитель директора, в 1973-1976 гг. – директор). В 1970-1973 гг. – ректор и заведующий кафедрой кормления сельскохозяйственных животных Харьковского зооветеринарного института, в 1976-1979 гг. – ректор Украинской сельскохозяйственной академии (Киев). С 1979 г. – председатель Президиума Южного отделения ВАСХНИЛ. Основные научные исследования посвящены разработке теоретических основ кормления сельскохозяйственных животных, технологии производства и использования кормов. Изучал физиологию и биохимию пищеварения и обмена веществ у свиней и крупного рогатого скота при использовании различных протеиновых кормов, синтетических аминокислот, небелковых азотистых веществ и витаминов. Уделял значительное внимание проблеме минерального питания животных, в частности метаболизму фосфора и кальция в организме животных, влиянию микроэлементов (кобальта, меди, марганца) на их развитие и др. Дал ряд рекомендаций и разработал инструкции по кормлению сельскохозяйственных животных, рациональному использованию, совершенствованию технологии силосования и химического консервирования кормов. Один из авторов «Справочника по кормлению сельскохозяйственных животных» (1977). Главный редактор журнала «Вестник сельскохозяйственной науки» (с 1979).


 (538x698, 43Kb)
1930
Лорин Маазель (Lorin Maazel)
знаменитый американский дирижер, скрипач. Родился в семье американцев, проживавших на тот момент в Париже. Вундеркинд. С раннего детства поражал абсолютной памятью. Учился игре на скрипке и фортепиано. На семилетнего мальчика обратил внимание А.Тосканини... За два года Маазель получил некоторую дирижёрскую практику (с оркестром NBC Symphony и в летних концертах оркестра Нью-Йоркской филармонии). В 1939 выступил на Всемирной выставке в Нью-Йорке с Interlochen Orchestra. К тринадцати годам за плечами юного дирижёра были также выступления с оркестрами Кливленда и филармонии Лос-Анджелеса. С 1945 музыкант выступал и как солист-скрипач (солировал с такими коллективами, как филармонические оркестры Вены, Нью-Йорка, Лондонский симфонический оркестр и др.). Лорин Маазель изучал математику, иностранные языки и философию в Университете Питтсбурга (1947-1951). В те же годы был скрипачом городского симфонического оркестра. Дирижированию учился в Италии (поездка стала возможной благодаря гранту, полученному от фонда Фулбрайт).
В 1953 выступил в театре Massimo Bellini в Катании (Сицилия). Последовали выступления на фестивалях в Байройте и Зальцбурге...
В дальнейшем работал:
- в Берлинской Немецкой опере (1965-1971),
- с Кливлендским симфоническим оркестром (1972-1982). За 10 лет оркестр побывал с гастрольными поездками в Австралии, Японии, Латинской Америке, Южной Корее... (в течение года проводилось до 700 концертов);
- в Венской государственной опере (1982-1984),
- с симфоническим оркестром Питтсбурга (1988-1986),
- с Национальным оркестром Франции (1988-1992),
- с оркестром Баварского радио (Германия, 1993-2002),
- с филармоническим оркестром Нью-Йорка (2002-2008/9)...
Как дирижёр, участвовал в записи фильмов-опер. В 2000 организовал конкурс для молодых дирижёров.
"У меня русские корни, мои бабушки и дедушки жили в России, вырос я в Америке, 35 лет провел в Европе, поэтому считаю себя гражданином мира..." (Л.Маазель)
Лорин Маазель показал себя и как композитор. В 2005 в "Ковент Гардене" (Лондон) была поставлена его опера "1984" по роману Джорджа Оруэлла. В СМИ была информация о том, что Л.Маазель планирует написать ещё одну оперу (на русский сюжет).
Музыкант удостоен множества наград.

1931
Александр Иванович Билаш
украинский композитор, народный артист Украинской ССР (1977), народный артист СССР (1990). В 1957 г. окончил Киевскую консерваторию имени Лысенко по классу композиции. Творческую деятельность начал в 1958 г. В кино с 1960 г. (музыка к фильму «Катюша»). Автор музыки к фильмам: «Роман и Франческа» (1961), «Молчат только статуи» (1963), «Сон» (1964), «Бурьян» (1966), «А теперь суди» (1967), «На Киевском направлении» (1968). Писал музыку к документальным фильмам «Легендарный Севастополь» (1963) и «Письма Любы Молдован» (1964). Автор лирических песен; опер, в том числе «Гайдамаки» (1965); оперетт «Колокола России» (1982); симфонических произведений. За создание современной песни в 1967 г. ему присуждена премия Н.Островского.

1931
Александр Алексеевич Боровков
Математик, член-корреспондент Российской Академии Наук (с 1 июля 1966), академик (с 15 декабря 1990). Окончил Московский университет (1954), с 1965 профессор Новосибирского университета, с 1981 зам. директора Института математики Сибирского отделения Академии Наук СССР. Основные труды по теории вероятностей и математической статистике. Установил основные асимптотические законы в граничных задачах теории вероятностей, получил наиболее общие теоремы о сходимости мер и случайных процессов. Боровковым построены асимптотические оптимальные критерии для проверки сложных гипотез, разработаны общие асимптотические методы теории систем обслуживания. Член Международного статистического института (1977) и член общества Бернулли (1977). Государственная премия СССР (1979). Премия имени А.А.Маркова (2003) за цикл работ по предельным теоремам для случайных процессов. Награжден орденом Дружбы народов (1981), орденом "Знак Почёта" (1975).

1931
Хэл Нидэм
американский каскадер, постановщик трюков и режиссер.

1931
Владимир Иванович Крыжановский
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14 августа 1975), майор. Родился года в городе Сумы (Украина). Детство провёл в селе Коровинцы Житомирской области. В 1952 окончил Сумской аэроклуб и Сумской машиностроительный техникум. В армии с 1952. В 1954 окончил Армавирское ВАУЛ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1959 - в запасе. В 1960 окончил Школу лётчиков-испытателей. С декабря 1960 по январь 1980 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1969-1971 был лётчиком-инструктором в ШЛИ. Провёл большой объём испытательных работ на Су-11, Ту-144, Ту-154 по тематике института; испытания по доводке двигателей на МиГ-19, МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11; участвовал в испытательных полётах на режимы невесомости на Ту-104ЛЛ. В 1980-1984 - лётчик-испытатель Быковского авиаремонтного завода. В 1985-1988 - руководитель полётов на аэродроме в Байконуре. В 1988-1993 - лётчик-инст

Просмотров: 1651 | Добавил: angningley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0