26.12.2007 17:26
Часть 5. Татьяна Ешина.
16 комментариев
Чтобы дойти до цели, надо идти.
Оноре де Бальзак.
Всякий раз, когда мы встречаемся, Татьяна Сергеевна улыбается. Исключения составляют заседания Псковского областного Собрания, депутатом которого она является. Были ли наши встречи в период подготовки Пскова к 1100-летию, в её кабинете, когда она находилась на посту председателя комитета по культуре Псковской области или в коридорах штаба регионального отделения партии "Справедливая Россия", Татьяна Ешина всегда приветлива, открыта. Говорить с нею можно много и подолгу. И всякий раз беседа будет новой, яркой, искренней.

Так получилось, что последнее интервью я брала у Татьяны Сергеевны в тот период, когда она возглавляла комитет по культуре области. Она охотно позировала перед фотокамерой, смеялась, делилась планами и мечтами. Отрадно было отметить, что она не изменила себе после ухода из администрации области. Все так же улыбается, с горящими глазами рассказывает о задуманных творческих проектах. Сегодня она трудится в Пушкинском музее-заповеднике. С восторгом говорит о Пушкинских Горах, о коллегах, о мероприятиях в музее.
Как был сделан выбор имени Вашими родителями? Почему Вас назвали Татьяной?

Танечка Малина. 1961 год.
Вообще стоял выбор – рожать меня или не рожать. До меня было двое детей, и на свет я появилась исключительно благодаря усилиям моей бабушки Анны. Она сказала моей маме: "Ленушка, вот эти-то двое вырастут, а малышка будет вам подспорьем и утешением". А так как в моем роду была бабушка Таня, и я родилась 5 января, в канун Татьяниного дня… меня назвали Татьяной. Но мои старшие сестра и брат не были в восторге от моего появления. Они погодки, намного старше меня, и у них свои компании, а я была такой маленькой обузой. Детство моё шло практически по роману "Евгений Онегин". Была девочкой уединённой, мечтала, читала, собирала всякие гербарии, потом меня с ремнем возвращали домой, потому что я очень далеко от дома убегала. У меня не было больших компаний в детстве. Идеалом была бабушка Аня - она очень добрая, её любила вся улица, вся округа. Она была травница, выращивала на огороде очень много лекарственных трав. Сколько я себя помню, у неё всегда было очень много всяких баночек с пиявками, потому что люди приходили с высоким давлением, и она их лечила. Прошло уже много лет. Бабушка умерла, когда я пошла в первый класс. И сейчас на уровне какой-то генной памяти у меня появилась жгучая любовь к лекарственны травам. Я объездила все окрестности Пушкинских Гор, где сейчас живу, нашла много литературы по фитолечению.

Первый раз в первый класс. 1964 год.
Помимо бабушки, кто еще оказывал на Вас влияние?
Мама у меня была депутатом городского совета, постоянно задерживалась на заседаниях комитетов. Мы её практически не видели. И всё воспитание моё было на бабушке. А что касается папы, осознанная любовь проявилась в более зрелом возрасте. Он - участник Великой Отечественной войны. Наверное, его история будет интересна. Папа жил в деревне Плав и участвовал в спасении Александра Петровича Маресьева. Прототипами Сереньки и Петьки в "Настоящем человеке" стали мой отец и его друг. Папа пошел в 17 лет на фронт и стал радистом в авиации, получил много ранений и много наград. А после войны, в 1969 году, Маресьев разыскал тех, кто его спас. Масса писем писалась папе со всего Советского Союза. К нему каждое лето, каждые каникулы приезжало большое количество ребятишек, которых он водил туда, где упал самолет – это деревня Плав Новгородской области. Велась большая переписка. И где-то я помогала, например, адреса надписывала. Я считаю, письма – это единственный документ, которые делают нашу историю достоверной. Не историки, которые пишут учебники, переиначивают события. Только в личных письмах остаются факты. В этом году мы делали в Пушкинских Горах День лицеиста. В основу праздника заложили дружескую переписку. Спонсором у нас выступила Почта России. Они организовали филиал почты и предоставили массу открыток с видами Пушкинских Гор. Поставили почтовый ящик. Я попросила принести штамп, где было бы написано – "19 октября". Ребятишки и студенты писали. Начинать было тяжело, например, встречались тексты: "Бабушка, экскурсии были клёвые". К чему привыкли наши дети сегодня? Электронка, смс-ки. Это, конечно, замечательно, но, как я говорю, звонок в шкатулку не положишь и в скучный час не перечтёшь. Я храню письма папины, мамины, письма из Чечни от сына. Это архив для моего внука. Мне очень хочется этот эпистолярный жанр сохранить и пропагандировать. Мероприятие 19 октября подвигло хранителей заповедника создать уголок письма в каждой усадьбе. Чтобы там была перьевая чернильница, стилизованные конверты и потовый ящик. Письмо можно опустить сразу со свежими впечатлениями.
Возвращаясь к тем, кто оказал влияние…
Конечно, идеалом был брат. Музыкальный, спортивный. Каждая девочка выбирает себе на примере своих близких будущего мужа, будущего поклонника. Брат очень красивый, высокий. Закончил военное училище, играет на многих музыкальных инструментах. После 8 класса он поступил в высшее военное музыкальное училище лётчиков. Ему было тяжело, потому что там учились ребята после 10 класса. Он отучился год, освоил игру на тромбоне. Вернулся, ему было не стыдно вернуться в 9 класс притом, что его одноклассники были уже в 10. Закончил среднюю школу очень хорошо, и опять поступил в военное училище. Но уже связи в Орле. И так по жизни он был для меня примером семьянина, примером в отношении к детям, к жене, к близким.

Танец с любимым братом.
А чего Вы боялись в детстве? И удалось ли преодолеть этот страх?
Я всегда была смелою, дралась со всем мальчишками. Помню, мы улица на улицу дрались. И была я самая находчивая в компании. Как-то раз взяла у папы длинное удилище и привязала к концу крапиву. И с удилища сильно обкрапивила соседского мальчишку. А мы у них брали молоко. Утром мама пошла с кувшинчиком за молоком. Проснулась я от жгучего ожога крапивы. Правда, потом мы с тем мальчишкой были лучшими друзьями. По большому счету, я сейчас боюсь лишь за здоровье близких. Я не боялась, когда к сыну в Чечню ездила. Может это авантюризм внутренний, не знаю, но страх есть только за здоровье близких.
Ваши самые яркие впечатления из школьных лет?
Мне везло в жизни на людей. С моим авантюрным характером, в какой-то степени даже бесшабашным, господь оберегал меня от многих бед присутствием людей, которые оказывали на меня большое влияние. Учительница начальных классов Татьяна Михайловна Кургина. Замечательный, потрясающий человек. Очень образованный и очень пунктуальный, тактичный. В третьем классе я где-то прочитала, может, где-то услышала письмо Татьяны из "Евгения Онегина". И написала любовное письмо своему однокласснику Жене. Всё зависело от учительницы. Ведь можно было опозорить: вот, такая девочка призналась в любви, что у неё на уме в 3 классе. Татьяна Михайловна вызвала родителей моих, родителей Жени. Рассказала им, что такое детская влюблённость. А ещё сказала моей маме: у вашей девочки очень большая фантазия, её надо развивать. У меня была замечательный библиотекарь – Людмила Александровна Иванова. Она привила нам любовь к чтению. А дальше была замечательная учительница литературы - Николаева Анна Алексеевна. Она приглашала нас домой. У нас было замечательное общение. Вы знаете, то ли у учителей перегрузка, то ли просто учителя стали другие, сейчас такого не наблюдаю. Я не хочу кого-то обвинять. Просто объединения какого-то: класс как семья и учитель в классе на уровне родителя, на уровне друга, на уровне советчика, - я это очень редко встречаю, по крайней мере, в моем окружении. Наверное, это есть, но как-то пока я это не видела. И дальше по жизни у меня были замечательные преподаватели в институте. Очень хорошие подруги с институтских времен, со школьных времен. Их не очень много, но они надёжные.
Рекомендации учительницы Ваша мама выполнила? Или поэзия в Вашей жизни ограничилась письмом Татьяны Ешиной однокласснику Жене?
В 93 году был издан первый сборник стихов. Может быть, это всего лишь рифмованные чувства. Сейчас я пишу одновременно несколько вещей. У меня есть жанр политической сказки, пишу заметки, есть переписка с вымышленными и настоящими друзьями.
Как появлялись молодые люди в Вашей жизни, как падал выбор на тех или иных людей, как появился муж?
Муж соответствовал всем критериям, о которых я говорила – он был военным, музыкальным.
То есть брали трафарет с брата и прикладывали…
Да, да, да. Я вообще очень рано вышла замуж, в 18 лет.
А как родители к этому отнеслись?
А как вы думаете, как родители отнеслись?
А разница какая была с мужем?
Да он такой же был молодой, как и я. Это была любовь по переписке. Вначале мы переписывались долго, а потом я вышла за него замуж.
Предложение тоже было в письмах?
Вначале было в письмах. Мы знали друг друга, общались, потом после учёбы его распределили на Камчатку. И для меня, как для человека с романтической жилкой, Камчатка, казалась чем-то таким романтичным.

Я настрою гитару на лирический лад... 1975 год. Камчатка.
Там дети мои родились. Вообще Камчатка – это удивительный мир. Маленький офицерский городок - это большая деревня, где все знают всё друг о друге. Как ты постирал бельё, потому что дома мы бельё не сушим, что ты покупал в магазине, с каким пакетом ты идёшь отходы выбрасывать, насколько ты экономная хозяйка. И офицерские жены – это женское братство. И то, чему я в своей жизни, может быть, не научилась, меня научили мои коллеги, сослуживцы мужа, их жены. И с первого дня я эту опеку чувствовала. Камчатка - это суровый климат. Там нет времени расслабляться, там очень ценится жизнь, очень ценятся человеческие отношения. И я рада, что попала туда, потому что всю жизненную закалку как женщина, как мать я получила именно на Камчатке. Допустим, я беременная, у меня токсикоз, умираю, хочу яблок. Где на Камчатке яблоки зимой? Однокурснику мужа прислали из Москвы детские смеси. И он принес мне баночку яблочного пюре. Я ела и плакала.

Семейный портрет. 1989 год.
Мы очень много делали праздников. А знаете, как мы готовились к Новому году? Мы распределялись, что будет готовить каждая семья. У меня фирменное блюдо было – все мне давали паек мясной, я вырезала квадратики, отбивала это все, жарила грибы со сметанкой, заворачивала их, тушила. Муж хорошо готовил холодец. И это было на протяжении всей службы. Какие-то розыгрыши, с какими-то сюрпризами, подарками. И во всех этих мероприятиях муж играл не последнюю роль. У него был баян, который стоил две наших зарплаты. Это была наша первая покупка. Представьте, у нас был мотоцикл, ехал на нём муж, за его спиной баян, и где-то сзади я... Пока нас армия держала, мы играли, веселились. Но как только вышли на пенсию, все битвы за здоровый образ жизни прекратились. Все вещи с употреблением алкоголя усугубились. Какое-то время мы прожили с мужем, потом расстались. Приехала подруга, старшая сестра и сказали: все, это бесполезно. Это не переделаешь. Бейся ты не бейся, ты не изменишь мужа. Может быть, я где-то и пошла на поводу. Может, надо было бороться. Может быть, нужно было опробовать новые методы – кодировать, подшивать. А тогда это было на уровне: "а, ты опять". И, в конце концов… Мужа мне на протяжении всей жизни моей жалко. И даже сейчас, когда мне 50, я готова была бы его принять при условии, если бы он бросил пить. Но он не может. Делали неоднократные попытки с сыном, чтобы как-то вывести его, чтобы он не пил. Но уже та степень, когда это не излечивается.
Как вы пережили развод?
Я тогда уехала к старшей сестре в закрытый город Красноярск-26. Сознательно. Потому что это город закрытого режима. Я знала, что там он меня не достанет. Год мы еще не разводились. Потом я подала на развод. Он приезжал, общался с сыном, какое-то время сын жил у него. Учёба, получение образования, сын, дочь.
Откуда приходили силы?
Я не знаю, откуда это всё приходит. Это черты характера. Я просто поняла: а кто, если не я. Приехала в новый для меня город, закрытый город со своей диаметрально противоположной энергетикой. Когда в 90-е годы оборонка стала не нужна, тысячи людей вышли на улицу. А куда идти, если ты в закрытом городе, а специальность у тебя – монтажница с личным клеймом. Что это такое? Это монтажница, которая точечно впаивает один диод какой-то и ставит своё клеймо при монтаже космического корабля или спутника. Она отвечает головой своей за это. Я как раз попала в этот период, и мои трагедии по сравнению с трагедиями тех людей казались менее значимыми. Потому что у меня образование, которое оказалось востребовано. Я отработала 9 месяцев воспитателем в детском саду, потом методистом, потом меня пригласили быть заведующей детским садом санаторного типа.
Как вы справлялись: работа, такие переломы в стране, двое детей?

Татьяна на телевидении. Красноярск-26. 1989 год.
Всегда была поддержка родителей и поддержка профессиональная. Я была одной из самых молодых заведующих и поскольку приехала с "большой земли", я была востребована. И мне, как человеку творческому было важно, что те знания, которые имею, я их могу реализовать. Конечно, было тяжело, и финансово было тяжело. Но мы точно также проводили праздники. Спасало творчество, поисковый характер. Я ушла работать на радио и телевидение. Телевидение только начиналось. Вначале я формировала программную сетку, ездила в Москву за фильмами и программами, потом мы начала заниматься рекламой. Позднее нам доверили новостные сюжеты, две авторские программы. А потом я пошла на курсы менеджеров. Я влюбилась в предпринимательство, я поняла, что за этим стоит. А потом был период в моей жизни, когда я была кандидатом в депутаты Государственной Думы.
Как вас жизнь покидала. Новгородская область, Камчатка, закрытый город, Москва. Знаю, что вы полюбили в Красноярске-26 издательское дело, и на смену тележурналисту Татьяне Ешиной пришел издатель журнала.
Одно дело – предпринимательство, и другое – умение видеть в большом сегменте маленькую нишу, которая не занята. Я увидела, что у нас нет СМИ, которое бы миру говорило о нас, закрытых городах. Если мы хотим привлечь какие-то инвестиции, если надо говорить о перепрофилировании для какой-то конверсии, надо показать, что у нас есть, какая у нас инфраструктура и так далее. Так появился проект журнала о закрытых городах – "Совершенно открыто". Практически у меня вышел журнал о каждом городе. Потом мы провели в Москве большую выставку о закрытых городах и партнеры смогли найти друг друга. "Я искал эту втулку по всей стране, а она – вот. Её производят на таком же предприятии и совсем рядом", - говорили участники выставки. Следующий этап – это создание журнала в нише, которая не была занята."Праздник".

Татьяна на выставке в мэрии Москвы "Встреча с праздником".
Как разработать сценарий, одежда сцены, сувениры. Если у меня не будет "Праздника", решила я, дальше жить не смогу. Мы забыли праздники, не передаем традиции следующим поколениям. Первый журнал мы печатали в Италии, в Вероне по приглашению наших партнеров.

Венеция, 1997 год.
Это было целое событие для редакции. Я мечтала, что у нас будут золотые страницы, и когда увидела горчичного цвета страницу, зарыдала. И вдруг один из сотрудников редакции, который ездил с нами, сказал: "Я всю жизнь мечтал, мне так хотелось побывать в Италии, я знал, что никогда не попаду, но мечта была. И я так вам благодарен". И я поняла – плевать, что не все задуманное получилось, зато человек счастлив. А что такое праздник? Это счастье для людей. Вот так я и шла от одного человека к другому. Кого-то тебе дают как наставника, кого-то как испытание, чтобы смирил гордыню свою. Мой поход во власть я тоже рассматриваю как испытание. Должность председателя комитета - это было и испытание, и наказание.
Наказание?
У меня было искушение. Я понимала, что в рамках города после 1100-летия и после 60 лет освобождения у меня не будет крупных событий. С приходом нового губернатора я лелеяла мысль, что в область пришла новая команда и, наверное, изменится отношение к культуре, как к ресурсу. Ведь до этого культуру как ресурс экономики никто не рассматривал. К сожалению. Хотя другого ресурса у нас нет. Если бы нам не мешали и помогли создать ряд хороших культурных событий, наверное, сегодня мы бы не рассматривали вопрос о выделении 15 млн. в поддержку наших авиалиний. Но пришла другая политика, другое ориентирование. У нас до сих пор нет нормального событийного календаря. То, что мы там читаем, это либо подпитка тех или иных коммерческих структур, либо это политические праздники, связанные с выборами.
Испытание властью было только в комитете? А сейчас, в областном Собрании?
Это ещё хуже. Это ещё страшеннее... Уйдя с должности председателя комитета, я ушла в никуда. Летом, когда еще была в этой должности, у нас был проект российско-немецкий. И вдруг прозвучала фраза: как нам не хватает информации о культурной жизни вашего региона. И я поняла: вот оно – третий журнал. Журнал приграничного сотрудничества и культурного обмена с очень тёплым названием "Здравствуйте". После ухода из комитета было свободное время, и я разработала рубрикатор. В каждой рубрике присутствовал корень "здрав". "Здравия желаю", "здравница" и так далее. Опять-таки это была бы визитная карточка Псковской области. Плюс мы могли в этом журнале узнавать и о наших соседях. Это и культурная жизнь, и экономическая. Но судьба опять распорядилась по-своему. Мне в 2007 было 50. Я хотела отметить его и презентовать этот журнал. В принципе я готова была в январе начинать работать. Но приехала моя приятельница и стала меня уговаривать принять участие в выборах. Потом приехали еще друзья, партнеры по партии. И журнал отодвинулся.
Проект просто лежит и ждёт?
И ждёт. Надо переждать выборы президента, пусть всё успокоится. Я понимаю, что вызываю раздражение у нынешней власти. Отдаю себе отчёт в этом, это видно по их отношению к моим законопроектам. Если бы это были проекты кого-то из "Единой России", было бы отношение другое. Может, я ошибаюсь. Но в тот момент надо было выбирать – либо я делаю позитивный журнал, либо вхожу во власть. Значит, это было искушение. С одной стороны, было очень тяжело. Но когда едешь по районам, встречаешься с избирателями, и тебе из 80 обращений удается ответить делами хотя бы на пять, ты понимаешь, что не зря работаешь. Это помощь конкретному человеку.
Что изменилось в вашей жизни за последние годы?
Изменения… Мне кажется, что самая большая перемена – закалка души, умение перешагнуть через гордыню, умение терпеть, пусть это пока и не всегда получается. Я научилась прощать. Сейчас я ко многим поступкам человеческим могу найти оправдание. Стараюсь не держать обиды, раздражения.

Любимое хобби Татьяны - фотография.
Луч света как летний солнечный привет.
Возраст для такого активного человека, с багажом ваших знаний… он что-то значит?
Возраст? Я себя ощущаю так, будто мне 32 года.
Какие планы у Вас на день завтрашний?
Мне очень хотелось бы создать центр реабилитации онкобольных Псковской области. В каких-то регионах такие центры есть, они помогают, поддерживают психологически. Кроме того, я все чаще возвращаюсь сейчас к мысли о телевидении. Как много людей уезжают из Пушкинских Гор и не могут с собой увезти звуки заповедника, всю эту красоту. Хотелось бы снять фильм.
А можно ли сказать, что Татьяна Сергеевна Ешина остановилась и дальше движения не будет. Последней точкой стали Пушкинские Горы?
Нет. Место мне очень нравится, но я все равно ощущаю себя невостребованной. Это остановка. Может последняя, а может мой поезд пойдет дальше. На всё воля божья.
Беседовала Ирина Потапова,
Псковское агентство информации.
Вы можете войти используя: